Что происходит во время Божественной литургии?
В начале IV века осужденные христиане области Кархидона, несмотря на запреты Диоклетиана, собрались в воскресенье и ответили: “Мы не можем жить без Вечери Господней”.
Сегодня же большое количество людей, называющих себя православными христианами, признаются, что редко посещают воскресную Евхаристию. Однако Евхаристия, как учит нас Церковь, – это источник и начало всей христианской жизни. В наши дни три четверти молодых людей, приходящих в храм на венчание, утверждают, что веруют, однако не ходят в церковь.
И те, и другие верят, но… по-своему.
Откуда происходит столь значительное отдаление людей от Церкви? Конечно, мы можем обвинить в этом сам способ служения. Чрезмерная или недостаточная сакральность редко бывает прекрасной: сложные чтения, проповеди, которые часто кажутся скучными. Подобные заявления ни о чем не говорят, кроме как об отсутствии интереса к воскресной литургии. Но разве не является главной причиной этого трудность для большинства христиан понять, что происходит во время Божественной литургии? Конечно же, таинство. Но наша вера позволяет нам прожить это таинство как некий мир света, но не тьмы.
Пришло время рассмотреть, что же, собственно, происходит во время Божественной литургии? Постараемся войти в мир этого таинства через двери Святого Духа.
Объясним:
– почему молитвы призвания Святого Духа занимают центральное место в литургии;
– почему Божественная литургия является нашей духовной пищей.
Тело и Кровь Христовы. Как такое возможно?
- При абсолютно различных условиях этот вопрос дважды задается в Евангелии: “Как такое возможно?” Этот вопрос задает Мария во время Благовещения, когда Ангел объявляет Ей, что у Нее будет ребенок: “Как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34). С меньшим смирением и открытостью к невозможному и в то же время возможному для Бога этим вопросом задаются люди, находящиеся в капернаумской синагоге, когда Христос говорит, что дарует им хлеб жизни – Свою Плоть – во спасение мира: “Как он может дать нам есть Плоть Свою?” (Ин. 6:51-52) В обоих случая ответ заключается в действии Святого Духа. Ангел говорит Марии: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк. 1:35). Христос отвечает своим слушателям в капернаумской синагоге: “Дух животворит, плоть не пользует нимало” (Ин. 6:63).
Как такое возможно? Этим вопросом задаемся и мы, когда на Божественной литургии иерей дает нам хлеб и вино, называя их “Телом и Кровью Христовыми”. Мы можем ответить словами Ангела: “Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя”. Именно таким образом об этом говорят евхаристические молитвы призывания Святого Духа. Различным образом здесь произносится одна и та же молитва к Богу: “Ниспошли Духа Своего на вино, хлеб и весь предстоящий народ”.
Евхаристия так же необходима, как хлеб и вино.
- “Хлеб жизни и Чаша спасения являются духовной пищей. Хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь, пролившуюся во время Моего Распятия. Это жертва, которую Я приношу ради вас и которая, если вы будете понимать ее духовно, дарует вам жизнь. И хотя она обязательно происходит видимо, пониматься она должна незримо”.
Позднее, в начале IV века, в Малой Азии святой Ефрем пишет: “Он назовет хлеб Своим живым Телом, и наполнит его Собой и Своим Духом. […] И тот, кто вкушает его с верой, вкушает огонь и Дух […] Возьмите и вкусите его все, и вместе с ним, вкусите и Святого Духа. Ибо это действительно “Мое Тело”, и тот, кто вкусит его, будет жить вечно”.
Евангельские рассказы (Мф. 26:26-29, Мк. 14:22-25, Лк. 22:15-20) и первое послание апостола Павла коринфянам (11:23-26) говорят о хлебе и вине, как привычных продуктах на трапезах и праздниках иудеев. Хлеб и вино, которые мы потребляем, как привычные на наших трапезах яства, в церкви превосходят обычную пищу на нашем столе, становясь через призывание Святого Духа Телом и Кровью Христа, дабы даровать нам жизнь. Иисус дается нам в виде пищи, необходимой для жизни. Характерной чертой Евхаристии являются не хлеб и вино сами по себе, но их потребление: “Примите, едите, пейте”.
Как знак жизни, подаренной нам Иисусом, Он дает нам испить вина и вкусить хлеба. Эта аналогия, со всей ее простотой, является наиболее понятной для нас, объясняя, что Евхаристия, наша духовная пища, так же полезна для нашей жизни, как вино и хлеб.
Евхаристическое претворение (приношение и освящение Даров).
Конечно, следует сказать, что эти Хлеб и Вино мы потребляем “преображенными”. Они не являются более простыми хлебом и вином нашей трапезы. Как нам говорить об этом их претворении? Здесь нам будет полезно обратиться к святому Иустину, богослову II века н.э. Святой Иустин говорит о Хлебе и Вине, как о дарах, испытавших воздействие благодати. Хлеб и Вино, преобразившиеся во время евхаристической молитвы, стали частью новых отношений, называемых историей спасения.
Иной способ рассказать о евхаристическом претворении – вспомнить слова молитвы во время приношения Хлеба и Вина. Как хлеб и вино были изменены, так и мы потребляем их, чтобы измениться – дабы эти дары изменили нас. Это ярко выражено в следующей молитве, где мы просим Отца ниспослать нам Своего Духа: “Нас же, всех, от одного Хлеба и одной Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого” (Божественная литургия святого Василия Великого).
Святой апостол Павел говорит об этом претворении так: “Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10:16-17). Влияние этого евхаристического претворения на христианский народ огромно. Те, кто, вкусив от одного тела, стали членами Тела Христова, не могут замкнуться в своей эгоцентричной жизни или отказаться от взаимопомощи, ведь хлеб – Тело Христово – которое мы сегодня разделили, сделал нас народом, который способен делиться всем.
Феодосий Мартзухос, протосинкелл митрополии Никополи и Превезы.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.