Сегодня, 27 мая 2013 года, в Единецко-Бричанской епархии состоялись церковные мероприятия, посвященные приснопамятному митрополиту Серапиону (Фадееву). В этот день выдающемуся архиерею, который в 1987-89 годах возглавлял Молдавскую Митрополию, исполнилось бы 80 лет. В память о знаменательном юбилее в Кафедральном соборе свт. Василия Великого Преосвященнейшим Никодимом, епскопом Единецким и Бричанским и собором духовенства была отслужена божественная литургия и панихида.
В своей проповеди Преосвященнейший владыка поведал молящимся о значительном вкладе приснопамятного митрополита Серапиона в устроении Молдавской Православной Церкви: о первых открытых им монастырях, о материальной поддержке церкви в советские времена, об отеческой любви и заботе, которую он дарил своей пастве. Вся проповедь Преосвященнейшего владыки Никодима была пронизана особой теплотой и любовью к памяти о митрополите Серапионе, основанной на личном знакомстве и совместном служении. И вся наша Молдавская Православная Церковь чтит приснопамятного митрополита Серапиона как духовного наставника и попечителя о церковном благе в тяжелые годы и с любовью молится о нем.
Вечная ему память!
* * * * *
Митрополит Тульский и Белевский Серапион ( в миру Николай Сергеевич Фадеев) родился 27 мая 1933 года в Москве в семье служащих. С юных лет он избрал путь служения Богу. Двенадцатилетним мальчиком Николай впервые попал в Троице-Сергиеву Лавру и с тех пор стремился туда всей душой. В 1951 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру, и был ее насельником на протяжении двенадцати лет, за исключением 1952-1955 годов, когда служил в рядах Советской армии. На протяжении 8 лет был старшим иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I.
27 июня 1957 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Извековым, будущим Святейшим Патриархом) был пострижен в монашество с именем Серапион в честь Святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. В том же году 18 июля архиепископом Свердловским и Курганским Иоанном (Лавриненко) рукоположен во иеродиакона.
В 1962 году окончил Московскую Духовную Семинарию. 7 апреля 1965 года Патриархом Алексием (Симанским) был рукоположен во иеромонаха. В 1966 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, после чего учился в аспирантуре при академии. Блестяще защитил работу «Православное учение о воплощении Сына Божия». В 1969 г. он первым слушателем закончила Аспирантуру при МДА.
В 1968 году с наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) посетил Францию, Бельгию и Голландию. С 1969 года — референт Отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата. В этом же году в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви в штате Керала, Индия. В 1970 году был включён в состав паломнической группы для поездки в Грецию и на Афон.
15 мая 1970 года возведен в сан игумена, а 25 февраля 1971 года — в сан архимандрита. С марта по май 1971 года нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио.
С 15 сентября 1971 года — помощник наместника Троице-Сергиевой Лавры.
Постановлением Священного Синода от 2 февраля 1972 года ему определено быть епископом Подольским, викарием Московской епархии и представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. 5 марта 1972 года в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершали патриарх Пимен, митрополиты Ленинградский Никодим и Крутицкий Серафим, архиепископы Волоколамский Питирим, Дмитровский Филарет, Тульский Ювеналий, и епископ Новосибирский Гедеон.
В 1973 году, 14-18 мая, по приглашению предстоятеля Коптской Церкви папы Шенуды III принимал участие в праздновании 1000-летия кончины святого Афанасия Великого.
5 августа 1974 года был освобожден от должности представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение.
17 апреля 1975 года назначен епископом Иркутским и Читинским. Благодаря его неутомимой деятельности в Иркутской епархии один за другим открывались приходы в таких городах, как Братск, Комсомольск-на-Амуре.
С 24 октября по 1 ноября 1977 года в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в торжествах 100-летия освобождения Болгарии от османского ига.
7 сентября 1979 года возведен в сан архиепископа.
24 апреля 1980 года назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. Это время отмечено событием огромной важности для Русской Православной Церкви и всей страны: владыка Серапион добился возвращения Церкви святых мощей благоверного великого князя Андрея Боголюбского.
12 мая 1984 года назначен временно председателем Хозяйственного Управления Московской Патриархии, от чего был освобожден 18 июня 1985 года.
С 29 сентября по 6 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена при посещении Сербской Православной Церкви.
12 мая 1987 года возведен в сан митрополита.
17 мая 1987 года перемещен на Кишинёвскую и Молдавскую кафедру, фактически возродил монашескую жизнь в Молдавии.
Каждый приход, в котором служил владыка Серапион, переживал настоящее духовное обновление. Владыка благословлял многие духовные начинания. Очень важным он считал восстановление монашеской жизни. Он был истинный монах по складу души и жизни. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь перемещений, не постригали в монашество, Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов — "целую Лавру", потому что знал, что монашество — фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо-Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их.
Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви — деятельный вертоградарь. Он укрепил нашу епархию. Святейший Патриарх Алексий так отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей. В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Посещая Тульскую епархию летом этого года, я мог лично убедиться в том, что под его руководством епархиальная жизнь на этой древней земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано архипастырскими трудами и заботами покойного Владыки митрополита…"
Он ушел, оставив нам огромное духовное наследство. И память. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, искренний во всем — в гневе и милости, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью.
И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал всем нам урок смирения. Еще за пять лет до смерти он сделал все распоряжения о похоронах и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день своей смерти, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все свое имущество. За день до кончины он просил прощения у Святейшего Патриарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Смерть его была истинно христианской — накануне Владыка пособоровался и причастился Святых Христовых Таин.
Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце — одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом скромном и тихом храме. В годы болезни в кафедральном Всехсвятском соборе он уже не служил из-за невозможности подниматься по лестнице. Владыка выбрал Свято-Никольский храм и стал вести службу там, не реже двух-трех дней в неделю. А если не мог приехать, то обязательно звонил, интересовался, как прошла Литургия, много ли было причастников. Он постоянно заботился о храме, находил средства на его реставрацию.
Панихида состоялась 20 ноября 1999 г. В тот день храм не мог вместить всех пришедших, люди стояли на морозе, плакали и молились. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Похоронили владыку по его же завету в отдаленном селе Пятница. Те, кто близко знал Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. Еще будучи архиепископом Владимирским, он любил приезжать туда молиться, и к нему — только к нему — выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря. В этом храме, где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.
За усердное служение Церкви Христовой митрополит Серапион был награжден орденами преподобного Сергия Радонежского (II степени), Святого Равноапостольного князя Владимира (II степени), правом ношения двух панагий, орденом Святого князя Даниила (II степени).